Изменения,
внесенные в доработанный проект Налогового кодекса, не остались
незамеченными. Некоторые из них можно даже отметить как позитивные, но
проект по-прежнему требует существенной доработки. Текст имеет признаки
документа, подготовленного впопыхах: описки, опечатки, неверные ссылки.
Возможно, авторы и не надеялись на серьезное восприятие документа или
просто хотели увидеть "реакцию общественности"?
Ирина Лисовая для UBR.UA
Обсуждение
Во всех регионах открыты сall-центры для
принятия предложений по проекту Налогового кодекса. Это реализует
инициативу властей относительно всенародного обсуждения документа.
Вместе с тем эксперты убеждены: такие шаги ничто иное, как фикция.
Реальной возможности повлиять на внесение изменений в кодекс такая
процедура не дает.
Обсуждение проекта налогового кодекса
продлится до 20 августа. За это время правительство планирует собрать
все предложения и учесть их при принятии главного фискального документа.
Однако специалисты констатируют: услышать мнение большинства людей вряд
ли получится. Нет действенного механизма, который позволил бы учесть
все предложения.
"Смело можно ожидать, что до 31 октября
мы будем иметь ситуацию с постоянным обсуждением Налогового кодекса как
такового. В него будут вноситься изменения. Возможно, появятся его новые
редакции. Его принятие, очевидно, отложится на календарный конец этого
года или даже на следующий год", - говорит Олег Кылымнык, директор
социально-экономических программ центра политического консалтинга.
К тому же в адрес Правительства Николая Азарова
посыпались обвинения в том, что вместо общественного обсуждения проекта
Налогового кодекса происходит его всеукраинская инсценировка. "Я
считаю, что публикация и вынесение на обсуждение проекта Налогового
кодекса – вне закона. Кабинет министров имел право опубликовать на обсуждение только вариант первого чтения, - утверждает Александра Кужель, экс-глава Госкомпредпринимательства. - Целесообразно было бы обсудить определенно ту редакцию документа, которую Верховная Рада хочет принять".
Как сообщают источники, обсуждения
проводят сами налоговики. Приглашаются исключительно избранные
предприниматели, которые не выказывают недовольство чем-либо.
Административные вопросы
Бизнесмены были крайне возмущены,
административными нормами предыдущего варианта проекта Налогового
кодекса. Как сообщила госпожа Кужель, в этом проекте документа наиболее
"болезненные" административные вопросы, которые возникли после первого
чтения, были сняты. "Мы их доработали в рабочей группе С.Тигипко. Нас
обвиняли в том, что они слишком либеральные. Сейчас идет вычитка каждой
статьи, чтоб найти паритет между выполнением функций Налоговой
администрацией и бизнесом. Но таких глупостей, которые присутствовали в
первом чтении, не будет", - утверждает советник вице-премьер-министра
Сергея Тигипко.
Снят вопрос о безусловном списании, согласно которому налоговые органы
имели возможность списания с расчетных счетов фирмы средств в случае
существования налоговой задолженности без уведомления налогоплательщика.
Среди других положительных изменений в административных нормах отмена или ограничение налоговых органов на:
- обследование жилья физлиц;
- использование технических средств фото-, видео- и аудиофиксации;
- использование налогового залога на
имущество плательщика налогов, который проходит процедуру апелляционного
и судебного оспаривания решений налоговых органов;
- наложение административного ареста на имущество физлица;
- погашение налогового долга или
денежных обязательств плательщика в случае его ликвидации за счет
имущества основателей или участников предпринимательства.
Также налоговые органы обяжут принимать
решения в пользу плательщиков налогов в случае неоднозначной трактовки
норм налогового законодательства.
В то же время стоит отметить, что и эта версия документа содержит нормы, вызывающие вопросы.
- нечетко прописанная процедура применения непрямых методов определения налогооблагаемых доходов;
- необходимость проведения регистрации постоянного представительства нерезидента;
- изменения в порядке начисления и взимания налога на прибыль;
- нормы в отношении конечного выгодоприобретателя и др.
Многие из этих норм чреваты усложнением процедуры ведения бизнеса и неоднозначными трактовками заинтересованными сторонами.
По мнению предпринимателя "со стажем",
главы Международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуарда Багирова
правительство предоставляет преимущества налоговикам, пренебрегая
интересами предпринимателей: "Нельзя "однобоко" определять права. Давать
больше возможностей налоговикам – безответственно. Как сказал в свое
время Карл Маркс, "Нет прав без обязанностей. И нет обязанностей без
прав". Необходимо пополнять бюджет, особенно в кризисный период, но не
посредством принятия законов, в которых уже заложены нарушения прав
человека, прав граждан, которые занимаются бизнесом и
предпринимательством". Эксперт настаивает на нормах, в которых
учитывались бы интересы государства в сфере пополнения бюджета, но и в
то же время простых граждан, чтобы налоговые инспектора не принимали
необдуманных, "заказных", поспешных решений. "Таким образом налоговики
могут создать дополнительные или даже фатальные проблемы для
предпринимателей. Можно принять закон и в течение года или двух,
учитывая репрессивный метод работы Налоговой, можно уничтожить средний
класс предпринимателей", предостерегает Э.Багиров.
Единый налог
Вопрос единого налога называют самым
принципиальным в проекте Налогового кодекса. Многие считают
неоправданным снижение ограничения предельного дохода, необлагаемого
налогом, с 500 тысяч до 300 тысяч гривень.
"Порог оборота для плательщиков по упрощенной системе налогообложения
в 300 тысяч гривень – это очень мало. С 300 тысяч в обороте "грязного
дохода" останется не более 5 тысяч. А если с этих денег заплатить еще и
пенсионный, рыночный сборы, арендную плату… Останется не более 2 тысяч
гривень. Кто захочет работать 31 день в месяц ради двух тысяч? Единщику
проще закрыть бизнес, пойти на государственный счет и получать субсидии.
Такие нормы загонят бизнесменов в тень", - объясняет причины
недовольства бизнесменов Александра Кужель, глава
Госкомпредпринимательства (2000-2003, 2009-2010 гг.).
В документе, который готовит группа по подготовке НК в Кабмине, предложены следующие нормы:
- снять рыночный сбор,
- снять фиксированный налог,
- оставить единый налог как единственную упрощенную систему налогообложения,
- всем, кто работает до 300 тысяч
гривень – налоговые каникулы, т.е. они не платят единый налог, они не
платят рыночный сбор, и платят только начисления в ПФ.
И еще. "Мое принципиальное предложение, которое мы сейчас обсуждаем с МВФ:
за каждого наемного работника – дополнительно 100 тысяч гривень в
оборот. Потому что согласно расчетам Министерства труда, создание одного
рабочего места обходится в 50-70 тысяч гривень. Это предложение
позволит значительно увеличить оборот. Как автор единого налога, я могу
утверждать, что этот шаг позволит уйти от теневой заработной платы,
легализировать всех работников, создать им пенсионный стаж и пенсионные
взносы", - такое предложение отметила А.Кужель.
Кроме того, Госкомпредпринимательства
предлагает применить дифференцированную систему оплаты единого налога,
увеличить его ставки, привязав их к объемам выручки, и сократить
перечень видов деятельности, которые могут использовать упрощенную
систему налогообложения. Документом также предлагалось существенно
сократить перечень видов деятельности, которые попадают под упрощенную
систему налогообложения. Так, из данного перечня, в частности, исключены
деятельность в сфере игорного бизнеса, обмен иностранной валюты,
производство, экспорт, импорт, оптовая и розничная торговля подакцизных
товаров и топливно-смазочных материалов; организация торговли, аренда
торговых мест на продовольственных, непродовольственных рынках и
торговых объектах; аренда земельных участков, жилых и нежилых помещений;
продажа товаров (услуг) через интернет; услуги в сфере телерадиовещания
и сотовой связи, услуги по перевозке граждан. "Рекомендации для тех,
чьи виды деятельности уже не попадают в сферу уплаты единого налога,
достаточно простые: придется в любом случае переходить на общую систему
налогообложения", - считает Анна Погребная, партнер юридической
компании.
Помимо того, предлагалось упразднить
единый налог для аудиторской, рекламной, бухгалтерской, адвокатской
деятельности; деятельности в сфере права, инжиниринга; деятельности по
консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;
вспомогательной деятельности в сфере государственного управления;
посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого
имущества.
Возвращение прогрессивного налога
Министерство финансов Украины
рассматривает идею по возврату в проект Налогового кодекса
прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. Как пояснил
первый заместитель министра финансов
Вадим Копылов сейчас в Украине доходы богатых в 35 раз превышают доходы
бедных слоев населения. Данную разницу, по мнению замминистра, можно
снизить за счет упомянутой прогрессивной шкалы налогообложения физлиц.
"Я считаю ошибочным решение по
возвращению к прогрессивной шкале налогообложения с шагом повышения 20%.
Мы долгое время боролись за линейную ставку налогообложения. Это очень
опасная норма, которая будет действовать как грабли, на которые
постоянно наступает государство. Если я не ошибаюсь в 2003 году Институт
экономики и прогнозирования обосновал эффективность линейной ставки
налогообложения, которая, кстати, действует и в России", - выразил свое
мнение Анатолий Федоренко, глава Комиссии по вопросам налогообложения
Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса. По его мнению, линейная
шкала является чрезвычайно стимулирующей и выводит бизнес из тени. А
любая прогрессивная шкала провоцирует сокрытие доходов.
Обновленная редакция Налогового кодекса,
направленная на всенародное обсуждение не содержит прогрессивной шкалы
налогообложения доходов физлиц, но первоначальный проект документа
содержал такую инициативу и ее опять-таки хотят вернуть.
В проекте Налогового кодекса поменялся
принцип налогообложения бизнеса, находящегося на упрощенной системе. Для
предпринимателей-физлиц предельный годовой уровень дохода снизился на
200 тысяч гривень. На упрощенной системе смогут остаться
предприниматели, занимающиеся оптовой торговлей и посредничеством,
реализацией товаров через интернет. А также аудиторы и бухгалтеры,
которые будут платить 200-600 гривень в месяц (при остальных видах
деятельности 20-200 гривень). Для юрлиц ставка снижается вдвое - до 3%
без учета НДС и 5% с учетом НДС. Льготная нулевая ставка с 2011 по 2015 год устанавливается для 42 видов деятельности.
Все предложения, общие мнения будут
обработаны и внесены в проект Налогового кодекса. При этом рассмотреть и
утвердить эти изменения Кабинет министров сможет уже 1 сентября.
|