Лучшие
работы фотографов, где зафиксированы уникальные события, явления
природы, исторические, культурные, архитектурные достопримечательности -
всё это может стать выгодными вложениями в Ваш собственный бизнес.
Для UBR Елена Опанасенко
Фото как ценный ресурс
Профессионалы советуют: если Вы умеете
делать качественные фотографии и хотите на этом зарабатывать,
перспективным и выгодным будет создание собственного фотобанка с
качественным Интернет-сайтом или сотрудничество с крупными организациями
такого типа.
Как правило, фотобанки разделяют на два
основных вида: традиционные и микростоковые. Традиционные продают
фотографии на эксклюзивных условиях и ведут историю использования
каждого фото. В зависимости от содержания, формата работы и срока
использования снимка, фотобанк получает около четырехсот долларов за снимок. Лицензия на использование фотографии на неограниченный срок стоит до 5000 долларов.
Микростоковые фотобанки периодически
рассылают клиентам пакет изображений, стоимость каждого из которых –
15-30 центов. Использовать эти работы могут одновременно все, кто
оформил подписку или приобрел отдельные фотографии.
У фотобанков этих видов покупатели с
различными запросами: на эксклюзивные фотографии "охотятся"
коллекционеры, исследователи и ценители уникального. Тогда как средства
массовой информации и рекламные агентства вполне довольствуются массовой
рассылкой.
Подводные камни традиционного фото-бизнеса
"Успешно работать на фотобанк может
только профессионал, требовательный по отношению к своему мастерству и
качеству снимков, - считает фотограф Андрей Котлярчук. – Это не значит,
что у него должна быть только самая дорогая аппаратура и самые
современные программы для обработки фотографий. Профессиональные
цифровые камеры стоимостью около 60 тысяч долларов по качеству не
уступают традиционным пленочным аппаратом, которые стоят в 6-7 раз
меньше. Главное – умение грамотно использовать камеру. Если качественное
фото для любителя случайность, то для профессионала – обязанность".
В фотобанке Андрея Котлярчука
насчитывается более 20 000 фотографий - как собственных, так и работ его
коллег. За год он зарабатывает снимках около 30-ти тысяч долларов.
Оригинальные кадры и эксклюзивные заказы фотограф получает не только
благодаря профессионализму, но и высокой эрудированности. За удачными
кадрами мастер ездит по всему свету, поднимается на горные вершины,
забирается в обледеневшие пещеры, знакомится со множеством людей
различных профессий.
"Фотография как документальное
подтверждение факта может свидетельствовать о наличии, скажем,
древнегреческой культуры на территории Украины, - оживленно рассказывает
фотограф. Это придает снимку неизменной ценности, поэтому стоит того,
чтобы преодолевать расстояния и другие препятствия. К примеру, многие
объекты для удачного снимка требуют определенного освещения, погоды,
даже времени года. Всё это необходимо четко учитывать в работе. Иногда
берем с собой профессиональное студийное освещение, когда определенную
композицию необходимо снять на каком-то фоне".
По мнению господина Котлярчука, для
привлечения клиентов снимки должны заинтриговать их уникальностью
сюжетов, оригинальностью и качеством исполнения. Но даже при наличии
всех перечисленных преимуществ иногда фотографу требуется еще и дар
убеждения. "Предлагая свои работы редакторам иностранных изданий, я
должен объяснить им еще и значимость своих снимков – рассказать о
расположении местности, где сделаны снимки, об истории этой местности
либо уникальности природных явлений, – продолжает собеседник. – И только
когда иностранцы осознают уникальность, скажем, определенных
археологических раскопок, говорят, мол, давайте мы будем об этом писать,
мы берем Ваши фотографии. Рассказываю людям о трипольской культуре, о
древнегреческих поселениях на территории Украины, о старинных сакральных
памятниках. Людей нужно заинтересовать, прежде всего".
Найдя клиента для такого фотобанка,
стоит сделать его постоянным – продав ему право на использование
эксклюзивного снимка на год, через некоторое время можно со скидкой
продолжить лицензию либо предложить другие снимки.
Микросток, но не микро прибыль
У микростокових фотобанков - свои
преимущества. Количество клиентов, которые проплачивают массовую
рассылку, число продаваемых фотографий – критерии, определяющие
успешность бизнеса. "За одно фото клиент платит 15-30 центов, то есть
почти даром получает право на использование снимка в любых целях, -
комментирует Николай Иващенко, председатель правления Национального
союза фотохудожников Украины. - Некоторые фотографы при таких мизерных,
казалось бы, оплатах получают сумму, может, от одного доллара, но
некоторые зарабатывают тысячи, десятки тысяч долларов".
По словам главы союза фотохудожников,
для коммерческого успеха при создании фотобанка важно найти партнеров,
которые дополнят своими снимками базу снимков, с которыми можно будет
конкурировать на рынке. В одну партнерскую сеть могут объединиться более 100 фотобанков
– таким образом вы получаете доступ к базе, где есть десятки миллионов
снимков. Таким образом потребности Ваших клиентов будут максимально
охвачены. Прибыль такого "микростока" может составлять около 60 тысяч
долларов в год.
"Наиболее ценными в таком фотобанке
являются работы, которые нет возможности отыскать в других источниках
бесплатно, - говорит Николай Иващенко. – Кроме того, это качественные
работы, которые можно разместить на обложках журналов – эксклюзивные
фотографии актеров, певцов, моделей. Иногда работаем на заказ, если
клиенту нужны конкретные снимки определенных людей, мест либо фото на
заданную тему для иллюстрации соответствующих материалов. Разумеется,
стоимость таких работ будет значительно выше, чем в рассылке".
Подписывая договор о сотрудничестве с
фотобанком, автор снимков получает, как правило, половину прибыли от
продажи своих фотографий. Поиском клиентов и организацией продаж он не
занимается, его дальнейшая задача – пополнять банк новыми качественными
снимками.
Купить или украсть?..
Фотографы не без печали отмечают: с
усугублением финансового кризиса часть их бывших клиентов перешла в ранг
недобросовестных издателей, использующих чужие снимки без разрешения.
Отечественные эксперты по рекламе
утверждают: красть авторские фотографии украинцы перестанут, когда
фотобанки в несколько раз снизят ценовой планки. "С одной стороны,
понятно, что работа фотографа, обработчик должна быть оплачена, -
рассуждает Андрей Заблоцкий, исполнительный директор Украинской
ассоциации Интернет-рекламы. – Но с другой стороны, наценки на эти
работы тоже должны быть разумными. Всем известно, что в нашей стране не
принято платить за авторские права. Так что фотографам нужно искать
баланс, если они хотят заниматься прибыльным бизнесом".
По словам фотографа Андрея Котлярчука,
на сегодня в Украине уже не один фотограф выигрывал суд против
издателей. "Я знаю даже некоторые издания, которые после того как
выплатили большие гонорары адвокатам и компенсацию фотографам, были
обанкрочены и закрывались".
"За нарушение авторского права в Украине
могут присудить компенсацию до 50-ти тысяч минимальных зарплат, -
комментирует юрист Олег Боднар. – Потому действительно использование
лицензионных фотографий сможет обеспечить Вам не просто качество и
эксклюзивность, но и правомерность работы".
Справка
ВИТЯГ
ЗАКОН УКРАЇНИ
Про авторське право і суміжні права
РОЗДІЛ V
ЗАХИСТ АВТОРСЬКОГО ПРАВА І СУМІЖНИХ ПРАВ
Стаття 50. Порушення авторського права і суміжних прав
а) відшкодування моральної (немайнової)
шкоди, завданої порушенням авторського права і (або) суміжних прав, з
визначенням розміру відшкодування;
б) відшкодування збитків, завданих порушенням авторського права і (або) суміжних прав;
в) стягнення із порушника авторського права і (або) суміжних прав доходу, отриманого внаслідок порушення;
г) виплату компенсації, що визначається
судом, у розмірі від 10 до 50000 мінімальних заробітних плат, замість
відшкодування збитків або стягнення доходу;
д) заборону опублікування творів, їх
виконань чи постановок, випуску примірників фонограм, відеограм, їх
сповіщення, припинення їх розповсюдження, вилучення (конфіскацію)
контрафактних примірників творів, фонограм, відеограм чи програм
мовлення та обладнання і матеріалів, призначених для їх виготовлення і
відтворення, публікацію у пресі інформації про допущене порушення тощо,
якщо у ході судового розгляду буде доведено факт порушення авторського
права і (або) суміжних прав або факт наявності дій, що створюють загрозу
порушення цих прав;
е) вимагати від осіб, які порушують
авторське право і (або) суміжні права позивача, інформацію про третіх
осіб, задіяних у виробництві та розповсюдженні контрафактних примірників
творів та об'єктів суміжних прав, засобів обходу технічних засобів та
про канали розповсюдження.
|